Отойти от рейса моряку очень сложно, но возможно



Деньги в этой «романтической» профессии моряки и их семьи называют единственным плюсом. Все остальное — это риск для здоровья, жизни самого моряка и благополучия его семьи.
«Море» не прибавляет сил и здоровья моряку, оно может его только усугубить.
Море имеется в виду — сам рейс моряка: подготовка документов, расставание с семьей, длительные перелеты и смена климатических поясов (бывает количество перелетов во fly details просто зашкаливает), адаптация к судну, новым людям, изоляция от социума, замкнутое пространство, постоянные проверки и неблагодарная «бумажная» работа, непогода и пираты, поломки, нехорошие новости из дома, длительное воздержание, долгий контракт, несвоевременная выплата зарплаты, недосыпание и постоянные «ALARM», плохое питание и снова «пять» пересадок, чтобы долететь до дома… Чье здоровье после этого выдержит? Несомненно, учитывая все эти особенности, организм моряка так или иначе дает сбой. Это может произойти в любой его части тела или сказаться на всем организме.
Одна из самых распространенных проблем, которая является последствием профессиональной деятельности, — это нервозность, психическое расстройство, депрессия и полная изоляция от общества.
Вся эта внутренняя дисгармония влияет на адаптацию моряка на берегу. Дома ему сложно войти в ритм той жизни, в которой жили без него и в которой он не жил в период рейса.
Некоторым это удается за несколько дней и дальше весь отпуск моряк живет уже в обычном для себя режиме, занимается домашними делами, часть обязанностей семьи берет на себя. Но есть и такие моряки, которые практически весь свой заслуженный отпуск, а он может длиться и 2 месяца, и 4, — это практически бесполезный человек. Он не может и не хочет решать «домашние» дела, забыть о том, что было в море и жить сегодняшним днем на берегу. Он сам на себя повесил «клеймо» и от этого страдает не только сам моряк, но и все люди с его окружения.
Как, невзирая на сложности работы, моряку вернуться домой психически здоровым человеком и не зацикливаться на изоляции, которую он испытывает в море, мы спросили у кризисного психолога, Члена украинского союза психотерапевтов, арт-терапевта Юлии Кулешовой. Эксперт помогла не одному моряку выйти из подобного состояния.
Seafarers Journal: Юлия, моряк большую часть своей жизни живет в так называемой «изоляции»: в замкнутом пространстве, круг общения по 6 месяцев один и тот же, да и с развитием новых технологий, между собой экипаж на судне практически не общается, только в рабочих целях. Как моряку справиться с состоянием социальной изолированности? Чем себя занимать, как пережить рейс, чтобы не стать нервным, раздраженным человеком, который ненавидит людей?
Ю. Кулешова: В первую очередь заниматься саморазвитием. Если на протяжении рейса есть интерес к себе как к личности, это и спасет человека. У кого есть интерес к себе, тому есть чем заняться и не думать о глупостях. Когда человек сам себе интересен, он сразу же находит интересные занятия. К примеру, один может углубленно изучать английский, второй решил похудеть и в свободное время не вылазит из спортзала, третий – планирует, как по возвращению с рейса будет заниматься ремонтом. Это позволяет человеку сохранить душевное спокойствие.
Seafarers Journal: Семье этого моряка тоже нелегко быть одним на берегу и раз в месяц, в лучшем случае, слышать или видеть по скайпу своего моряка. Понятно, что у них больше вариантов справиться с разлукой. Как они со своей стороны могут поддержать моряка, а не еще больше довести его до депрессивного состояния?
Ю. Кулешова: Обязательно не выключать моряка из жизни, когда он отсутствует. Если есть маленькие дети в семье, то, естественно, каждый раз им говорить, как считает папа, где сейчас папа, ругает или хвалит папа. Как семье, так и моряку важно его присутствие на берегу.
Жена, родители в разговоре с моряком должны также подробно рассказывать не только о глобальных событиях, которые произошли в его отсутствие, но и пробовать вникать в мелочи.
Для моряка очень важно даже слышать о том, какое настроение у близких, что происходит дома, когда «домашние» спрашивают совета или не могут без него решить тот или иной вопрос. Рассказывать о том, как прошел день дома, — это необходимо для того, чтобы у моряка было полное ощущение того, что он необходим, что его мнение важно и ценно. И даже когда он будет находиться сам в каюте, выслушав близких, он уже будет включен в дела семьи.
Seafarers Journal: Должны ли быть какие-то программы со стороны работодателей моряков, чтобы, скажем так, скрасить его пребывание в рейсе?
Ю. Кулешова: Считаю, что для моряков, которые были в рейсе длительное время и вернулись домой, необходимо создавать программы сеансов психотерапии. Это в целях профилактики. Месяц моряку необходимо на адаптацию с «берегом». Речь идет не об отдельных тренингах, а о специальных психотерапевтических группах для моряков.
Есть индивидуальная психотерапия, а есть групповая. Вот я бы рекомендовала для моряков все-таки групповую.
Каждому моряку, как и каждому человеку кажется, что в своих переживаниях он уникален. И вот если он находится в группе похожих в своих переживаниях людей, с этим справиться ему легче. Несомненно, у моряков есть свои определенные тревоги. Когда это проходит в кругу равных себе, то они будут говорить об актуальном для себя. Скажем так, о наболевшем. Это, в первую очередь, психологическое состояние, боязнь измены жены (да, моряки об этом очень переживают) и другое.
Если человек много лет ходит в рейс – происходит деформация личности, человек меняется. И она может его «развернуть» в разные стороны. Если человек не умеет обращаться с собственным гневом, агрессией, то, находясь в полной изоляции без психотерапии, он найдет деструктивный способ выхода из своей ситуации. Это может быть алкоголь или паническая атака – боязнь профессии.
У меня был один такой пациент, капитан с 10-летним опытом работы. Во время рейса у него случилась паническая атака и он просто развернул судно в другую сторону.
А если бы психотерапия была бы не как следствие, а как профилактика, то таких последствий можно было бы избежать.
Курс психотерапии для моряков рекомендовано проходить хотя бы раз в два года. Моряки же лечат зубы, почему им не поправить свое психологическое здоровье?..
Средняя цена сеанса психотерапии для моряков, к примеру в Одессе, составляет от 300 до 600 гривен за сеанс. Есть групповая психотерапия (7-15 человек) и индивидуальная. Одно занятие в группе длится 3 часа, если индивидуальное — 1 час. Для моряков рекомендуется групповая психотерапия в течение 3 месяцев.
Seafarers Journal: Большинство по приходу из рейса не могут быстро или вообще не могут адаптироваться к жизни на берегу: не знают счет деньгам, тратят их бездумно, не знают чем себя занять во время отпуска, они внушают себе, что отпуск — время отдыха и все 3-4 месяца на берегу они попросту лежат на диване. Как переступить эту грань моряку и как ему помочь на берегу жить жизнью обычного человека?
Ю. Кулешова: Легче будет справиться или адаптироваться, когда есть семья: родители, жена и дети, родственники и друзья. То есть, социализация, которая уже состоялась на берегу. Таким людям легче. Моряк возвращается, его ждут, ему организовывают досуг.
Но есть и одинокие моряки, у них ситуация гораздо сложнее. Легче будет, когда человек за кого-то несет ответственность. К примеру, если у одинокого моряка есть бабушка, в его обязанности входит присматривать за ней. Его это мотивирует не уйти в послерейсовую депрессию, не тратить свои деньги попусту.
Если же моряк – семейный он или одинокий – возвращается с рейса и ему абсолютно ничего не интересно, он закрывается в себе, не может «отойти» от рейса – это состояние уже называется депрессией.
И вот близким нужно понять его и дать столько времени, сколько ему необходимо для адаптации на берегу. Необходимо принимать его таким, постоянно в какие-то моменты предлагать помочь, ненавязчиво просить что-то сделать, пойти куда-нибудь.
Все это должно быть без ультиматума. Он и так чувствует, что не может «вписаться» в обыденную жизнь. А если еще со стороны не поддерживают, а устраивают скандалы, — он захочет обратно в море. И это будет бесконечным процессом. Это его приблизит к профессиональной деформации.
Моряку, который вернулся домой, нужно восстановиться и почувствовать почву под ногами.

Источник

Популярные сообщения из этого блога

Флаги международного свода сигналов (МСС)

Теоретический чертеж судна