Сингапур (морские истории и байки)
У моряка торгового флота СССР при
слове «Сингапур» лицо становилось мягким, добрым, улыбчивым. Он тут же
предавался теплым воспоминаниям.

У моряков оклады в советских
рублях были небольшими. Даже капитаны крупнотоннажных судов редко получали
более 300 рублей, старший командный состав от 200 до 300, а рядовой гораздо
меньше. Поэтому пенсии моряков зачастую ниже береговых работников. А основным
заработком для всех нас была валюта, на которую приобретались так называемые
«Колониальные товары» по жестким нормам таможенных правил. И если имели место излишки, это считалось контрабандой и всегда грозило
наказанием, особенно жестким, если закрывали загранвизу. Моряк лишался
возможности обеспечивать свою семью.
Конечно, таких желаемых портов-заходов для покупки «колониальных» товаров
по всему миру было несколько. Это Гибралтар, Лас-Пальмас (Испания), Аден
(английская колония) и др. Во многих европейских странах (Италия – Генуя со
своим Колбасным переулком, Неаполь, Венеция – имелись отдельные магазины).
Также в Роттердаме (Голландия), Антверпене (Бельгия), Гамбурге (Германия), во
многих японских портах.

Многочисленная детвора носилась здесь же. У китайцев много детей, плотность
населения высочайшая. Везде присутствовал специфический навязчивый китайский
запах их пищи и дешевой рисовой водки. Тут же на улице предлагали наркотики,
водку. Среди автомобилистов такси и других водителей много было нетрезвых.
Недавно один из телеканалов опрашивал по телефону: «Какую меру наказания
применить к нетрезвым водителям автотранспорта?». Более 70% зрителей заявили:
«Лишить водительских прав пожизненно», что и было сделано в Сингапуре.
По улицам разъезжало много двухколесных, двухместных рикш, которые возили
по городу пассажиров. Смотрели на этого рикшу, изможденного, очень худого и становилось
его жалко.
Рикши постоянно шли за нами и не понимали, почему англичане ездят, а мы
нет. Иностранцы обычно не нанимали их, а те, кто побогаче, использовали
велорикш, хотя в городе уже было достаточно такси.
Население было одето бедно. У большинства семей большое количество детей,
которые с малых лет приучались к работе. Было и достаточно много легкового
транспорта.
Когда подходили к речке, проходящей через остров, то наблюдали много старых
запущенных шхун, которые одновременно являлись и домом для семей. Вода в реке
грязная, коричневая, и запах соответствующий.
На этих больших лодках китайцы привозили «Колониальные товары» на внешний
рейд. Часто судно только становилось на якорь в отведенном месте, а они уже
кошками цеплялись за борта и забирались на палубу, затем поднимая вручную свои
товары, и занимали место на палубе, чтобы начать их продажу. Даже еще на судно
агентом не доставлены деньги, а торговля уже идет. Никогда не обманывали их, и
они нас вспоминали. Капитан нашего судна «Хирург Вишневский» Александр Акимович
Борисов никогда не торговался, поэтому эти торговцы продавали ему по сниженным
до приемлемых ценам.
Поскольку мне за время работы в ЧМП до 1990 года пришлось побывать в этом
городе более 30 раз, я и другие моряки могли наблюдать великое преображение
этого замечательного государства Сингапур.
Самые ранние из известных нам упоминаний Сингапура встречаются в китайских
летописях ІІІ века, которые описывают Сингапур как «Pu-Luo-Chung», или «остров
в конце полуострова». Позже, когда примерно в 1298-1299 гг. нашей эры здесь
возникли первые поселения малайцев, город был известен как Temasek, что
означает «морской город». С 1348 года началось его массовое заселение
китайцами, и в этот период он получил имя Сингапур,от санскритского слова «Симха»
(лев) и «Pura» (город).
Расположенный на оконечности Малайского полуострова, Сингапур находился на
пересечении морских путей, благодаря чему превратился в процветающий торговый
порт. А большая глубина прибрежных вод открыла доступ сюда широкому спектру
морских судов, начиная от китайской джонки, индийских судов, арабских доу и
португальских линкоров.
С 1819-го его колонизировала Великобритания, хорошо осознав выгоды его
расположения. Сингапур стал снабжать суда, идущие по проливу из Индийского
океана в Тихий и обратно, всем необходимым: продовольствием, водой,
всевозможным техническим снабжением и стал приобретать все большую популярность
в мировом судоходстве.
Но население жило очень бедно, процветали наркомания, нищенство, а
коррупция была на высочайшем уровне. Верхушка этого государства нещадно
эксплуатировала местное население. И вот в 1959-м тогда еще молодой 36-летний
политик Ли Коэн Ю с несколькими молодыми энтузиастами, проучившимся в Англии в
Оксфорде, Кембридже и других престижных университетах, создал партию, чтобы
изменить жизнь сингапурцев. Они поняли, что демократическим путем завоевать
власть в стране, изменить что-либо невозможно. Ли Коэн Ю в 1965-м стал премьер
министром этой страны.
Были приняты жесточайшие законы по борьбе с коррупцией. За это преступление
была объявлена смертная казнь. В то время там за убийство уже применялась
смертная казнь, но добавили и за коррупцию. Были казнены трое крупнейших
коррупционеров, хотя они себя и числили друзьями Ли Коэн Ю.
В стране процветала наркомания. Приняли закон о смертной казни за
наркотики, даже просто за обнаружение их у человека. Помнится случай, когда
певец из Нидерландов, он был известен на всю Европу, прилетел в Сингапур, у
него в аэропорту обнаружили наркотики. Тут же его осудили к смертной казни.
Хорошо помню, о нем ходатайствовали королева Нидерландов, некоторые европейские
лидеры. Но Ли Коэн Ю заявил: «Мы никогда не вмешиваемся в ваши законы, не
вмешивайтесь и вы в наши». Так его и казнили. Пожалуй, эта страна единственная
в мире, где нет наркомании. Сейчас столь же решительно на борьбу с наркоманией
стал президент Филиппин Родриго Дутерте.
До 1965-го водители автотранспорта могли позволить себе ездить в нетрезвом
состоянии, благо рисовая водка стоила дешево. Как решили эту проблему?
Ли Коэн Ю и его команда приняли закон: попался за рулем в нетрезвом
состоянии – лишали прав вождения пожизненно.
Этот человек уже никогда не мог сесть за руль. Как-то позже, в году 1976-м,
мы наняли такси (нас было трое, плюс наш товар) и спросили водителя. Он
ответил, что первые год-два многие водители стали уезжать из страны в Китай, но
сейчас вы нигде не встретите за рулем нетрезвого человека, хотя закон уже
несколько лет не применяется.
Были введены жесточайшие законы по нарушениям правил дорожного движения.
Для пешеходов: перешел улицу в неположенном месте или на красный свет – штраф
достигал 400 долларов Сингапура. За брошенный окурок на улице, бумажку или
что-либо другое штраф очень высокий.
Полиция действует безупречно, хорошо помня закон о коррупции.
Глядя на успешные демократические страны, – такие как Швейцария – 4
государственных языка (несмотря на численность того или другого народа),
Нидерланды, Бельгия – 2 государственных языка, Финляндия – имея всего населения
около 4 миллионов человек и всего нескольких десятков тысяч шведов, их язык
тоже стал государственным, – с начала правления Ли Коэн Ю были приняты очень
прогрессивные законы. В Сингапуре, когда принимался закон о государственных
языках, проживало 76% китайцев, около 16% малайцев и 6,5% индусов. Был принят
закон о четырех государственных языках с равным правом использования. Четвертый
язык – английский.
В страну хлынули инвестиции, строились заводы, лаборатории, разрастался
аэропорт (сейчас один из крупнейших в мире), а морской порт уже охватил весь
остров и при высочайшей организации может принять ежесуточно более 1000 судов.
С каждым последующим заходом в Сингапур мы замечали значительные изменения
к лучшему. Мелкие торговцы, у которых мы приобретали «наши» товары, арендовали
небольшие магазины в суперсовременных зданиях. Люди стали жить зажиточно.
Образование и медицина были бесплатными, лишь за серьезные операции нужно было
платить.
Государство посылало в Англию и другие страны своих самых одаренных студентов.
Они возвращались грамотными специалистами, развили электронную промышленность,
на уровень не ниже, чем в Японии, Южной Корее и США.
Со слов моего младшего сына, капитана дальнего плавания, регулярно
бывавшего в Сингапуре вплоть до 2013-го, город продолжил свой рост вверх и в
сторону пролива. На якорное место местных лодок и маломерных судов был намыт
грунт, укреплен, и на нем обустроили великолепный парк с каналом посредине,
ведущем к историческому центру города, к известному всем морякам мира со стажем
Клиффорд пирсу. Через канал построен красивейший мост.
На одной стороне парка было установлено огромное, красочное днем и ночью
колесо обозрения Singapore Flyer, самое высокое в мире. Его высота составляет
165 метров. Из аккуратных кабинок этого колеса каждый желающий может лицезреть
как великолепную картину Сингапурского пролива с многочисленными морскими
судами, стоящими на якорях и проходящими его транзитом в обоих направлениях,
так и весь величественный город, а в хорошую погоду и некоторые острова Индонезии
и Малайзии.
На другой стороне парка построили уникальный пятизвездочный гостиничный
комплекс «Марина Бей Сендс», состоящий из трех 200-метровых 55-этажных башен.
На крышах этих башен расположена площадка Sky Park в виде корабля, на которой,
в том числе, есть 150 метровый бассейн и смотровая площадка.
Оригинальное решение было найдено и с высотными зданиями. В связи с
отсутствием свободных площадей в центре города, было решено наращивать в высоту
высотные здания, построенные в 70-80 годах прошлого столетия. По углам зданий
вверх выстраивали железно-бетонные опоры, принимавшие на себя нагрузку 15-20
дополнительных этажей здания. Старая и новая части сращивались между собой, а
пространство между колоннами закрывалось, добавляя внутренние объемы зданию.
В центре города основная масса людей – офисные работники, и в таком жарком
климате, практически на экваторе, удивлял их дресс-код.
Мужчины – обязательно в сверкающих чистотой рубашках с галстуками, а
женщины – в строгих одеждах и обязательно чулках или колготках.
Благодаря своей судебной системе и законодательству Сингапур считается
одной из самых безопасных и законопослушных стран, а уровень преступности здесь
один из самых низких в мире – по любым кварталам города можно спокойно гулять
как днем, так и ночью.
Полицейских на улицах почти нет, но зато повсюду висят камеры, как явные,
так и скрытые – с их помощью осуществляется контроль за порядком.
Такое популярное в Азии явление как трущобы неведомо Сингапуру. Оказавшись
в любой части города, вы увидите относительную чистоту и порядок. По всему
городу довольно много бесплатных общественных туалетов – они довольно чистые, и
в них даже есть туалетная бумага (что весьма нетипично для Азии).
Хорошо развит общественный транспорт. Почти в каждом районе города есть
спортивные площадки и парк с обилием зелени, в котором можно отдохнуть и
подышать свежим воздухом.
Вначале я упоминал, что население составляло около трех миллионов человек.
Через некоторое время оно уменьшилось почти до 2,5 миллиона из-за принятых
жесточайших законов, а затем выросло и сейчас составляет около 6 миллионов.
Зарплата в Сингапуре не уступает европейским, банковская система – лучшая в
мире. А что меня очень смутило, так это то, что годовой бюджет этого
6-миллионного населения в два с лишним раза выше нашего украинского, при
45-миллионном населении.
Ли Коэн Ю, прожив чуть более 92 лет, умер в 2015-м. Он стал самым
почитаемым человеком в стране. «Сингапур будет жить и процветать вечно» – это
были его слова.
Очень хотелось бы, чтобы Украина хотя бы чуть-чуть напоминала Сингапур.
Николай Тарасов, «МОРЯК УКРАИНЫ», №
43 от 2.11.16-го