Какой ценой обойдётся Беларуси выход к морю?
Подписанный между
Беларусью и Польшей меморандум о восстановлении водного пути Е-40 вызвал у
экологов и общественности много вопросов, передает «Зялёны Партал».
Глобальный проект
судоходного маршрута, соединяющий Балтийское и Чёрное моря, затрагивает
«сердце» беларусской природы — Припятское Полесье.
Е-40 — это
судоходный маршрут длиной более 2000 километров. Он проходит по территории
Польши, Беларуси, Украины. Работа над проектом «Восстановление магистрального
водного пути Е-40 на участке Днепр — Висла» началась в 2014 году. Для изучения
всесторонних вопросов была создана трансграничная комиссия, в состав которой
вошли представители министерств, научно-исследовательских институтов,
транспортных, логистических и природоохранных организаций трёх стран. Какой
ценой обойдётся Беларуси выход к морю?
Проект
предусматривает, что водный путь станет новым торговым маршрутом между портами
Балтийского и Чёрного морей и позволит перевозить до 4 млн тонн грузов в год.
Однако оптимизм от возможных экономических эффектов меркнет на фоне масштабных
гидротехнических работ, которые нужно провести для восстановления пути.
Планируемый судоходный отрезок проходит по территории так называемых лёгких
Европы — Припятского Полесья.
Обеспокоенность
экологов вполне понятна. Чтобы гарантировать прохождение судов по Припяти, реку
нужно подвергнуть серьёзным гидротехническим изменениям.
На беларусской стороне
предлагается строительство нескольких плотин, пропускных шлюзов, обвалование
Припяти и спрямление её русла.
Изменение
гидротехнического режима реки в значительной степени повлияет на местную флору
и фауну. Больше всего проект «ударит» по национальному парку «Припятский» и
ландшафтному заказнику «Средняя Припять».
Гидротехнические
работы по прокладке судоходного пути затронут также местность, где находятся
объекты историко-культурного наследия и проводятся археологические раскопки.
Кроме беларусских экоактивистов
обеспокоены и украинские экологи, которые утверждают, что разработка
судоходного пути может потревожить илистые отложения Киевского водохранилища,
где имеются накопления радионуклидов.