Теоретический чертеж судна
Теоретический чертеж судна - графическое
изображение наружной поверхности корпуса судна, дающее полное представление о
форме его обводов. Для всех судов, кроме деревянных, на теоретическом чертеже
принято изображать поверхность судна без учета толщины наружной обшивки. Для
построения теоретического чертежа в качестве проекций используют 3 взаимно
перпендикулярные плоскости: диаметральную (ДП) - вертикально-продольную
плоскость, делящую судно на 2 симметричные части; плоскость мидель-шпангоута -
вертикально-поперечную плоскость, проходящую посредине длины судна; плоскость
грузовой ватерлинии - горизонтально-продольную плоскость, совпадающую с
поверхностью тихой воды при осадке судна с полным грузом.
Проекции обводов судна на эти плоскости
называются соответственно боком, полуширотой и корпусом. Кривые, образуемые
пересечением наружной поверхности судна с плоскостями, параллельными ДП,
называются батоксами, параллельными плоскости мидель-шпангоута - шпангоутами и
параллельными плоскости грузовой (конструктивной) ватерлинии - ватерлиниями.
Вследствие симметрии судна относительно ДП на теоретическом чертеже изображают
половины шпангоутов и ватерлиний. Для построения Т.ч. длину судна разбивают на
20 равных участков, полушироту - на 2-3 участка и осадку на 4-6 участков, кроме
того, проводят 1-2 доп. горизонтальные плоскости выше груз. ватерлинии,
характеризующие форму обводов надводной части. На этих плоскостях изображают
линии верхней палубы, палубы надстроек (бака и юта) и фальшборта.
На полушироте изображаются 6-8
ватерлиний, обозначаемых цифрами 0,1,..; нумерация идет снизу вверх. На
проекции "бок" вычерчивают основную линию, линию верхней палубы,
контуры форштевня и ахтерштевня, ДП и 2-3 батокса, обозначаемых римскими
цифрами I, II, Ж от ДП к борту