В днище судна образовалась течь, вода попёрла внутрь. Что делать?

Те, кто постоянно заглядывают ко мне, знают, что определенное время я проработал на судах типа "река-море" семидесятых годов постройки, давно уже полугнилых.


Периодически они тонут, как этот "Берилл". Ещё работают дизель-генераторы, горят огни, но судно обречено.


Однако, в основном с поступлением воды удаётся бороться. Ниже будет ролик, как это происходит, снято на совершенно однотипном судне "Закамск", но предварительно я должен кое-что рассказать, чтобы вы понимали суть происходящего.

Только сначала ролик несколько об ином. Он длинный, но достаточно посмотреть полминуты, и хватит. Как вы думаете, чем занят погрузчик?



Итак, вы уже сообразили, что он прессует металлолом, насыпью загруженный в вагон, чтобы больше поместилось.

А теперь представьте себе - груз, подобный этому, а то и поувесистей, кидают, но уже примерно с высоты метров 10 в трюм судна. Металлолом засыпают слоями и каждый слой утрамбовывают. Никто, конечно не считал, сколько раз за погрузку судно содрогается от киля до кончиков мачт. Особенно весело бывает ночью, когда хочется иногда поспать. О звуках, сопровождающих этот перформанс, я уж умолчу.

Но под декой(дном) трюма есть ещё балластная цистерна. Металлические конструкции, которые разделяют днище судна и деку, и так уже источены ржавчиной, ведь там, когда судно без груза, бултыхается солёная вода. А тут такое насилие. Они деформируются, но часть энергии ударов передают все-таки днищу, не менее источенному изнутри ржавчиной. И образуются течи.

Обнаружить их нетрудно. Периодически производится замер уровня воды в балластных цистернах, и если уровень растёт, а механики даже после допроса третьей степени устрашения продолжают утверждать, что в этом не виноваты (ибо могли сдуру качнуть туда водички, бывает, ага), значит, в днище дыра.


Включается осушительный насос, вскрывается горловина цистерны и с фонарями и матом в нее лезут матросы с боцманом. Вы не забыли, что им надо спуститься вниз по узкой щели бортового участка цистерны, а потом именно на карачках заползти под деку? Вот стрелками обозначен путь до места течи:

Высоту днищевой цистерны увидите в следующем ролике. И вот тут, зачастую по журчанию, ищется место безобразия. Оцените размер трюма и представьте, сколько там надо поползать, чтобы найти течь.

И окажется, что подобраться к ней нельзя, какие-нибудь трубы мешают. Тогда в деке вырезается лаз, который вы на видео и наблюдаете.

Поначалу боцман пытается уменьшить поступление воды паклей, чтобы потом наложить резину, накрыть металлической пластиной и прижать ее болтами, вставленными в гайки, которые видны в кадре.

А ни хрена не получается. Тогда, при израсходовании запасных, сварной начинает варить новый талреп - так называют здесь девайс, при вращении средней части которого из него выдвигаются в противоположные стороны два стержня с площадками на концах. Один конец упирается в деку, а другой в затычку на днище. Немного поднатужиться и - вуаля!
течь устранена. Главное не переусердствовать, а то провалишь дно к той самой матери.
Однажды я ходил на судне, где стояло 26 таких талрепов!

Правда есть у них один недостаток - при очередной погрузке, при колебаниях деки они могут попадать, и волынка начнётся снова.

Кому интересно - а что же такое цементный ящик, о котором говорят ребята?

Иногда невозможно установить какую-либо распорку, и пробку страшно забивать.
Тогда берется ящик из досок без дна и крышки, короче, рамка высотой порядка 15 см.
Максимально с помощью всякой пакли-рвакли уменьшается поступление воды, ящик устанавливают так, чтобы отверстие было внутри его и еще приспосабливают к дыре какую-либо трубу.

После этого ящик заполняется раствором специального обалденного цемента.
Если бы трубы не было, вода бы вымывала себе дорогу сквозь цемент, а так она идет по пути наименьшего сопротивления - по трубе.

Когда цементная плита затвердеет - труба глушится. После этого можно наложить дополнительный слой раствора, и задача решена. Обычно они стоят очень хорошо, помню, в ремонте разбивали их ломами долго и трудно.

А вот и ролик - теперь вам ясно, что там происходит. Провалы в звуке... Ну, вы понимаете почему, - запихивать я не научился пока.





Популярные сообщения из этого блога

Теоретический чертеж судна

Флаги международного свода сигналов (МСС)

Отойти от рейса моряку очень сложно, но возможно