В днище судна образовалась течь, вода попёрла внутрь. Что делать?
Те, кто постоянно заглядывают ко мне, знают, что определенное время я проработал на судах типа "река-море" семидесятых годов постройки, давно уже полугнилых.
Периодически они тонут, как этот "Берилл". Ещё работают дизель-генераторы, горят огни, но судно обречено.
Однако, в основном с поступлением воды
удаётся бороться. Ниже будет ролик, как это происходит, снято на совершенно
однотипном судне "Закамск", но предварительно я должен кое-что
рассказать, чтобы вы понимали суть происходящего.
Только сначала ролик несколько об ином. Он
длинный, но достаточно посмотреть полминуты, и хватит. Как вы думаете, чем занят погрузчик?
Итак, вы уже сообразили, что он прессует металлолом, насыпью загруженный в вагон, чтобы больше поместилось.
А теперь представьте себе - груз, подобный этому, а то и поувесистей, кидают, но уже примерно с высоты метров 10 в трюм судна. Металлолом засыпают слоями и каждый слой утрамбовывают. Никто, конечно не считал, сколько раз за погрузку судно содрогается от киля до кончиков мачт. Особенно весело бывает ночью, когда хочется иногда поспать. О звуках, сопровождающих этот перформанс, я уж умолчу.
Но под декой(дном) трюма есть ещё балластная цистерна. Металлические конструкции, которые разделяют днище судна и деку, и так уже источены ржавчиной, ведь там, когда судно без груза, бултыхается солёная вода. А тут такое насилие. Они деформируются, но часть энергии ударов передают все-таки днищу, не менее источенному изнутри ржавчиной. И образуются течи.
Обнаружить их нетрудно. Периодически производится замер уровня воды в балластных цистернах, и если уровень растёт, а механики даже после допроса третьей степени устрашения продолжают утверждать, что в этом не виноваты (ибо могли сдуру качнуть туда водички, бывает, ага), значит, в днище дыра.
Включается осушительный насос, вскрывается горловина цистерны и с фонарями и матом в нее лезут матросы с боцманом. Вы не забыли, что им надо спуститься вниз по узкой щели бортового участка цистерны, а потом именно на карачках заползти под деку? Вот стрелками обозначен путь до места течи:
Высоту
днищевой цистерны увидите в следующем ролике. И вот тут, зачастую по журчанию,
ищется место безобразия. Оцените размер трюма и представьте, сколько там надо
поползать, чтобы найти течь.
И окажется,
что подобраться к ней нельзя, какие-нибудь трубы мешают. Тогда в деке
вырезается лаз, который вы на видео и наблюдаете.
Поначалу
боцман пытается уменьшить поступление воды паклей, чтобы потом наложить резину,
накрыть металлической пластиной и прижать ее болтами, вставленными в гайки,
которые видны в кадре.
А ни
хрена не получается. Тогда, при израсходовании запасных, сварной начинает
варить новый талреп - так называют здесь девайс, при вращении средней части
которого из него выдвигаются в противоположные стороны два стержня с площадками
на концах. Один конец упирается в деку, а другой в затычку на днище. Немного
поднатужиться и - вуаля!
течь
устранена. Главное не переусердствовать, а то провалишь дно к той самой матери.
Однажды я
ходил на судне, где стояло 26 таких талрепов!
Правда
есть у них один недостаток - при очередной погрузке, при колебаниях деки они
могут попадать, и волынка начнётся снова.
Кому
интересно - а что же такое цементный ящик, о котором говорят ребята?
Иногда
невозможно установить какую-либо распорку, и пробку страшно забивать.
Тогда
берется ящик из досок без дна и крышки, короче, рамка высотой порядка 15 см.
Максимально
с помощью всякой пакли-рвакли уменьшается поступление воды, ящик устанавливают
так, чтобы отверстие было внутри его и еще приспосабливают к дыре какую-либо
трубу.
После
этого ящик заполняется раствором специального обалденного цемента.
Если бы
трубы не было, вода бы вымывала себе дорогу сквозь цемент, а так она идет по
пути наименьшего сопротивления - по трубе.
Когда
цементная плита затвердеет - труба глушится. После этого можно наложить
дополнительный слой раствора, и задача решена. Обычно они стоят очень хорошо,
помню, в ремонте разбивали их ломами долго и трудно.
А вот и
ролик - теперь вам ясно, что там происходит. Провалы в звуке... Ну, вы
понимаете почему, - запихивать я не научился пока.